Лопата для уборки снега: выбираем и покупаем, либо делаем своими руками

Этот нехитрый инструмент в зимнюю пору становится незаменимым помощником для человека. После снегопада без хорошей лопаты непросто добраться до крыльца дома, заехать в гараж или попасть в сарай.

Кто-то может сказать, что снегоуборочный инвентарь не изменился с тех пор, когда его дедушка ходил в школу. На самом же деле инструментарий для борьбы с сугробами непрерывно совершенствовался, облегчая наш труд.

Сегодня мы рассмотрим различные варианты лопат для уборки снега и познакомимся с их особенностями. Дадим рекомендации по выбору, укажем примерные цены и сообщим полезные советы для самодельщиков.

Виды лопат для уборки снега

Классическая конструкция снегоуборочной лопаты всем хорошо знакома. Это длинная рукоятка-черенок, на которой закреплен широкий ковш.

Классическая деревянная лопата

До недавнего времени для изготовления ковшей и черенков использовалось два материала: древесина и металл (сталь и алюминий).

Сегодня их дополнил композитный пластик, стойкий к морозу и механическим нагрузкам.

Тот, кто работал пластиковой лопатой, наверняка оценил ее главное преимущество – легкий вес. Она не намокает от снега, как деревянная и не ржавеет, как стальная. По поводу долговечности пластика есть сомнения, но на 4-5 сезонов уборки ее обычно хватает.

Компактную снегоуборочную лопату называют автомобильной. Ее используют водители для очистки парковки и въезда в гараж. Для удобства перевозки в багажнике такие инструменты делают складными, разборными или ставят их на телескопические черенки.

Складная автомобильная лопата
Лопата с телескопическим черенком удобна в перевозке и легко подгоняется под рост человека

Второй популярный вид снегоуборочного инструмента — скребок или волокуша (движок). От своей родственницы он отличается широкой дугообразной рукояткой и внушительной шириной ковша.

Стихия этой конструкции – легкий и рыхлый снег. На слежавшемся и мерзлом насте скребком для снега работать нельзя. Здесь приходится пользоваться обычной лопатой по принципу – «медленно, но уверенно».

В поисках компромисса конструкторы разработали гибрид снегоуборочной лопаты и скребка. Он одинаково хорошо подходит как для отбрасывания снега, так и для его перемещения.

Комбинированная лопата-скребок

Переходя к механизированным моделям, рассмотрим снегоуборщик для уборки снега со шнеком. Ее преимущество перед «дедовским» инструментом – удобство в работе. Никакой нагрузки на поясницу. Толкаешь перед собой ковш, а шнек вращается и отбрасывает снег в сторону.

К сожалению, уверенно работать этим механизмом можно только с тонким слоем рыхлого снега (до 15 см). Более толстый пласт останавливает шнек.

В категорию супер-лопат для уборки снега можно занести устройство, именуемое ручным бульдозером. Это четырехколесная тележка с отвалом. Большая ширина захвата и возможность работать в полный рост, делают мобильную лопату незаменимой помощницей при очистке больших площадей.

Мощность ручного бульдозера – 1 человеческая сила!

Угол поворота отвала здесь регулируется, позволяя работать как с легким и рыхлым, так и с достаточно тяжелым снегом.

Упрощенная разновидность лопаты для снега на колесах – двухколесная модель. Она менее производительна, но весьма удобна в работе. Колесная ось позволяет во время работы поднимать отвал, избегая ударов о неровности дорожного покрытия.

Среди необычных конструкторских решений можно отметить одноколесную лопату. Она пока еще не встречается в наших магазинах. Придумали ее на Западе и окрестили «снежным волком». Внешне несуразная конструкция по отзывам владельцев весьма маневренна и удобна в работе.

Одноколесная лопата с качающимся черенком

Суть идеи состоит в использовании большого колеса, на оси которого шарнирно закреплен черенок. С одной стороны он заканчивается велосипедными «рогами», а с другой соединен с пластиковым ковшом. Загребая снег, ее владелец движется по участку. Подходя к зоне складирования, он резко опускает рукоятки. Ковш поднимается и выбрасывает вперед собранный снег. Постоянно нагибаться, утомляя мышцы спины, в этом случае не приходится.

Следующий уровень конструкторской «прокачки» — электрическая снегоуборочная лопата.

Принцип ее работы прост: электродвигатель вращает резиновый шнек, который отбрасывает снег в сторону. Этот механизм хорош, когда нужно убирать снежный покров небольшой толщины. Для борьбы с сугробами и льдом он не подходит.

Рекомендации по выбору

Несмотря на долговечность и прочность металла, сегодня лидерами спроса становятся пластиковые лопаты. Как мы уже говорили, они легче стальных и деревянных. Данный факт имеет первостепенное значение при очистке большой территории.

Выбирая пластиковую лопату, следует обратить внимание на глубину ковша и наличие защитной накладки на ее рабочей кромке. Вместительный ковш ускоряет процесс уборки, а защитная окантовка предохраняет пластик от износа.

Качество пластмассы проверяется очень просто: инструмент наклонно упирают в пол и сильно нажимают на него черенок. Если ковш упруго деформируется, не трескаясь, то изделие не поломается от частого контакта со слежавшимся снегом.

Удобство в работе повышает D-образная рукоятка. Она увеличивает силу броска и не дает руке соскользнуть с черенка. Наличие продольных ребер на ковше – еще один плюс в пользу покупки. Они повышают жесткость и улучшают скольжение инструмента.

По поводу материала нужно сказать следующее. Деревянная лопата с фанерным ковшом уступает пластиковой. На нее быстро налипает влажный снег, увеличивая вес инструмента. Контакт с влагой вызывает набухание фанеры и ее деформирование.

Алюминиевые лопаты занимают среднюю позицию между деревянными и пластмассовыми. Они легкие, прочные и долговечные, но весьма дорогие.

Стальные ковши самые надежные, но при этом и самые тяжелые. Таким инвентарем можно работать по плотному снегу и сбивать тонкий лед.

Определившись с материалом, следует обратить внимание на длину ручки (черенка). Она не должна быть слишком короткой, чтобы вам не пришлось работать, низко наклонившись.

Скрепер для уборки снега нужно покупать максимально легкий, чтобы меньше утомляться при очистке большой площадки. Он должен быть снабжен колесиками или «лыжами» — двумя выступающими планками на днище ковша. Они уменьшают трение о снег, облегчая перемещение инструмента.

Ориентировочные цены

Самую простую фанерную лопату можно приобрести по цене от 150 рублей.

Стоимость снегоуборочного инструмента со стальным ковшом и деревянным черенком стартует с отметки в 300 рублей за 1 штуку.

Цены на простые алюминиевые лопаты находятся в диапазоне от 600 до 700 рублей.

Пластиковую лопату Fiskars (Фискарс) с эргономичной рукояткой, пластиковым, деревянным или алюминиевым черенком продавцы предлагают по цене от 900 рублей. Более продвинутые модели с широким ковшом (скреперы) достигают в цене 2х тыс. рублей.

Хит продаж FISKARS 142610, цена от 900 рублей на 2016-2017 год

Стоимость простого снегоочистительного скребка с пластиковым ковшом составляет от 750 до 2000 руб.

Механизированный снегоуборщик Forte (Форте), снабженный стальным шнеком, в розничной сети продают по цене 900-1000 руб. За электрифицированный роторный инструмент придется заплатить не менее 6 000 рублей.

Бюджетный механический снегоуборщик Forte QI-JY-50

Двухколесный скрепер со стальным ковшом можно приобрести по цене от 4000 рублей. Четырехколесные модели ручных скребков продают по цене от 6500 рублей.

Лопата для уборки снега своими руками

В конструкции снегоуборочной лопаты нет ничего сложного. Поэтому ее можно сделать самостоятельно в домашних условиях.

Рассмотрим два самых популярных у самодельщиков варианта:

  • фанерную лопату;
  • скребок (движок) на колесах.

Подготовив все необходимые для работы материалы, сделать лопату для уборки снега своими руками из фанеры можно в течение 1 часа.

Набор деталей для сборки включает:

  • Деревянную рейку сечением 30х40 мм (длина1,5 метра) для изготовления черенка.
  • Фанерный лист толщиной 5 мм и размером 40х40 см.
  • Обрезок сосновой доски толщиной 3 см и длиной 40 см.
  • Полосу оцинкованной стали шириной 5-6 см.
  • Шурупы по дереву длиной 3 см для крепления черенка к фанере.
  • Гвозди длиной 15-20 мм.

Из инструментов понадобится электрорубанок, ножовка, ножницы по металлу, клещи, долото, молоток и отвертка.

Первая операция – изготовление задней стенки ковша из обрезка доски. Для этого на заготовке карандашом прочерчивают дугу. Ее высота в центре составляет 10 см, а по краям 5 см.

Выстругав рубанком намеченный контур, берут ножовку и делают в центре доски два надреза по размеру будущего черенка. Долотом вырубают прямоугольное отверстие для пропуска ручки.

Край черенка размечают карандашом и срезают ножовкой так, чтобы он плотно прилегал к фанерному листу.

Лист фанеры накладывают на стенку ковша и фиксируют гвоздями.

Стальную полосу отрезают по размеру ковша, загибают ее край и прикручивают шурупами к днищу. Кусочки стальной полосы используют для усиления места крепления черенка к листу фанеры и участка, где он проходит через заднюю стенку ковша.

Для усиления рабочей кромки полосу сгибают пополам, надевают ее на фанеру и загибают края металла. Для того, чтобы полоса не соскочила с ковша во время работы, ее фиксируют по краям короткими винтами или заклепками.

А теперь рассмотрим изготовление второго конструктивного варианта — самодельной лопаты для чистки снега на двух колесах.

В интернете можно встретить решение, основа которого — рамка с ручками от старой коляски. Мы считаем, что для нормального скрепера она слишком «хлипкая». Поэтому предлагаем использовать для изготовления каркаса профильную трубу 20х40 мм. Ее для нашей самоделки потребуется немного, всего 1,5 метра.

Квадратной рамы в нашем варианте не будет. Ее заменит центральная трубчатая стойка. К ее верхней части приваривается ручка — отрезок водопроводной трубы диаметром 20 мм.

До начала сборки нужно купить два колеса для тележек диаметром 8 дюймов. Отвал делается из листовой стали толщиной 0,8-1,0 мм. Просверлив в двух стальных пластинках-фланцах отверстия для пропуска вала, их приваривают к профильной трубе, выполняющей функцию черенка.

После этого к наклонной стойке приваривается короткий отрезок трубы 20х40 мм для крепления поворотной пластины с отвалом. В пластине и в трубе, на которой она будет лежать, высверливают три отверстия: одно для крепежного болта и два для установки стопорного стержня, фиксирующего отвал.

В качестве оси для колес можно использовать любую стальную трубку или арматуру подходящего диаметра. Пропустив ось в отверстия фланцев, к ней нужно приварить стопорные кольца, предохраняющие колеса от смещения.

Комментарии (1)

  1. Владимир  |  27 декабря 2016 в 16:41

    Молодцы, спасибо за полезную статью